Статья Парламентская газета Тюменские Известия

Искусство на кончиках пальцев

Молодежный «Экспериментальный Шекспировский театр» появился в Тюмени в 2005 году. За это время коллектив успел сделать несколько постановок и даже поучаствовал в «Золотой маске». Сурдодрама «Сонеты» получила хорошую оценку экспертов фестиваля, а театр был приглашен на внеконкурсную программу «Pro-театр».
В нынешнем году независимый театральный коллектив снова замахнулся на «Золотую маску». Тюменцы представили на конкурс национальной театральной премии аудиотактильную интерактивную постановку «Кысь. Главы из АзБуки русской жизни» по мотивам одноименного романа Татьяны Толстой.
— Мы звезд с неба не хватаем, — сразу предупредил возможные вопросы художественный руководитель и главный режиссер театра Алексей Ушаков. — На «Золотую маску» съезжаются мэтры театрального искусства — и соперничать с ними в основных номинациях нам пока рановато… Но, думаю, в номинации «Театральный эксперимент» можем претендовать на то, что нас оценят.
Спектакль, участвующий в известном конкурсе, уже прошел испытание публикой. Техническая премьера «Кыси» состоялась в июле. В ближайшие выходные спектакль снова покажут тюменцам. Причем побывать на нем сможет ограниченное количество зрителей. Причина проста: у театра нет своего постоянного помещения, аренда же — удовольствие не из дешевых. Потому и запланировано всего два-три показа. Кроме того, постановка — камерная, для двенадцати человек.
— «Кысь» — спектакль особенный: рассчитан на слабовидящих и слепых. Но и обычным зрителям он будет понятен, — пояснил режиссер-постановщик. — Наш театр объединяет в одном зале людей различных физических возможностей, делая сценическое искусство доступным для всех. В «Сонетах», поставленных для глухих и слабослышащих, использовали специальные приборы — они передавали звуки музыки, шумы в микровибрацию.
В постановке по роману Татьяны Толстой — свои хитрости. Здесь собравшимся представится возможность не просто послушать спектакль, но и пожить в нем вместе с главным героем. Роль Бенедикта исполняет Заур Бабаев. Декорации продуманы так, что зал становится одновременно местом действия, а зрители — соучастниками. Они смогут слышать не только диалоги актеров (один из них — лишь голос «за кадром»), но даже шорохи, чувствовать запахи. К примеру, когда герой решает перекусить…
Идея спектакля для слепых родилась случайно, в споре: возможен ли театр, искусство визуальное, для незрячих людей?.. Вероятно, кто-то возразит: к чему изобретать велосипед? Ведь существуют аудиоспектакли. Однако они не заменят живого общения актеров и зрителей, чем так притягивает обычный театр. Однако путь туда слепым заказан… Такие, смелые экспериментальные, постановки дают возможность им прикоснуться к сценическому искусству. Еще одна интересная деталь. Для своих особенных зрителей «молодежный шекспировский» подготовил программки и афишки со шрифтом Брайля.
Хотя вы не увидите ярких афиш, зазывающих на премьеры этого театра, пустых мест в дни показа спектаклей не бывает. О них узнают благодаря «сарафанному радио», а также из анонсов на телеканале «Культура». Местные СМИ чаще всего проходят мимо театра.
Алексей Ушаков к такому отношению со стороны прессы относится философски. Театр находит своего зрителя. Что же касается пиара… На раскрутку нет ни сил, ни средств. Вообще, коллектив существует во многом не благодаря, а скорее вопреки. Он не получает какой-либо поддержки из бюджета, не ищет спонсоров. Молодежный театр — свободный и независимый. Здесь спектакли ставят за счет собственных средств. К примеру, пользуясь обычными потребительскими кредитами в банке. Причем денег за просмотр своих постановок не требуют. Не пытаются заработать искусством.
— Многие не понимают: зачем нам это нужно? — признается Алексей Ушаков. — Действительно, в наше бизнес-время такое меценатство удивляет. Но, видимо, к нему располагает профессия.
Костяк шекспировского театра — врачи. Медицина и театр во многом схожи. Одна лечит тело, другой — душу…
Эти же энтузиасты — участники молодежного творческого объединения «Люди в черном». Нет, уважаемый читатель, герои одноименного фильма, борющиеся с хитрыми инопланетянами, здесь ни при чем. Объединение выросло из одноименной команды КВН Тюменской медакадемии. Существует с 1999 года. Горожане знают «Людей в черном» по Всероссийскому музыкальному фестивалю «Медадром» (не так давно он получил статус международного) и патриотической акции «Свеча памяти». Ее проводят каждый год 9 мая, у бывшего ДК «Геолог».
— Шекспировский театр — одно из направлений нашей жизни, — заметил Алексей Ушаков. Пластический хирург по образованию, сейчас он оставил практическую медицину. Преподает хирургию в медакадемии и… режиссуру на театральном отделении академии искусств и культуры.
Его жизнь «раздвоилась», как сам выражается, еще в школе. Тогда Алексей и заинтересовался театром. Участвовал в самодеятельности, КВН. В то же время привлекала и медицина. В старших классах все летние каникулы он подрабатывал санитаром в больнице. В том, что станет врачом, даже не сомневался. После мединститута работал в Тюменском центре микрохирургии. Может быть, закрытие центра в конце 90-х стало своеобразным знаком судьбы… Необходимо было снова искать себя.
— Размениваться по мелочам не хотелось, решил получить театральное образование, — рассказал собеседник. — Я закончил режиссерское отделение ТГАКИ. К себе на заочный курс позвала известная в Тюмени режиссер и педагог Марина Жабровец. Сейчас репетирую как актер (роль Сарафанова) в камерном спектакле академии искусств «Старший сын» по Вампилову.
Доводилось главному режиссеру шекспировского театра выходить на сцену и в своей постановке — «Оркестр продолжал играть» по роману Рэндли Шилтса. «Правило режиссера — и театрального, и киношного — не играть в своих постановках, — рассуждал Алексей Леонидович. — Тогда не видишь со стороны того, что происходит на сцене. Поэтому в «Оркестр…» ввели другого актера».
В маленьком театре его служители — мастера на все руки. Оно и понятно: невозможно раздувать штат. Для каждого проекта труппа набирается заново. На большие проекты проводится кастинг. К примеру, чтобы выбрать 32 танцоров для «Ромео и Джульетты», постановщики отсмотрели более 200 претендентов.
— Чем завлекаем актеров? — улыбается Ушаков. — Не знаю… Своим актерам мы ничего не платим, они работают за спасибо. Многие еще и свои деньги вкладывают. Сегодня талантливому человеку проявить себя сложно. Наш театр и создавался, чтобы поддержать молодых ребят.
У «экспериментального шекспировского» — планов громадье. В ноябре начнется работа над спектаклем по модному роману Фредерика Бегбедера «99 франков». Кроме того, в задумках — виртуальная постановка «Король Лир». Представьте себе, герой шекспировской пьесы оказывается внутри компьютерной игры. Именно там и разворачивается средневековая история. Уже готов спектакль «Гамлет. Предчувствие гражданской войны» — с песнями Юрия Шевчука и группы «ДДТ». Театр получил разрешение на использование песен известного певца. Дело — за малым. Осталось найти средства, чтобы показать спектакль тюменцам. На премьеру, возможно, приедет сам Шевчук.
Любовь Киселёва

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам